ВСЁ О ГОРШКЕ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ТУАЛЕТНО-ГОРШОЧНОЕ РЕБЕНКОВЕДЕНИЕ. 

ВСЁ О ГОРШКЕ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ТУАЛЕТНО-ГОРШОЧНОЕ РЕБЕНКОВЕДЕНИЕ.

👍

Тема туалета – интимная, трепетная, незаслуженно отодвигаемая в важности. Даже табуированная. (А в нашей главе будет много “телесных” слов и описаний физиологических процессов).Время освоения горшка ( 1- 3 года) аналитики связывают с развитием творческого потенциала, речи, аккуратности и брезгливости, жадности и расточительности… И именно с приучением малыша к горшку у родителей возникает много вопросов, споров, расстройств. И, правда, мы знаем многих взрослых, которым сложно пойти в туалет в незнакомом месте? И, правда, многие малыши, которые ходят в садик или школу, терпят из всех человеческих силенок- не ходят в местный туалет, чтобы дождаться момента прихода домой? Если их концентрация внимания направлена на то, чтобы что- то сдержать,” не выпустить”, логично, что им будет не до противоположного действия – концентрации на “приеме, поглощении” – знаний, разучивании песенок или игр. Любое мышечное напряжение в одном месте, ведет к напряжению в других….

Есть такой интересный признак – мы можем сказать, что ребенок адаптировался к какому- то месту, если он там кушает и какает.

Когда мы с родителями рассуждаем о том, как помочь детке подготовиться к школе – один из первых пунктов – зайти в школьный туалет. 1. Узнать его расположение. 2 Если это заведение непривычной конструкции – поискать в городе похожие и привыкнуть пользоваться.Уровень тела – базовый для всех нас. Не зависимо от возраста, соц положения, образования. Мы живем в теле. И в нем “живет” наш мозг, наши эмоции и наш дух,если этому нашему “дому” дискомфортно – всем остальным уровням хорошо не будет.

♥Когда мы начинаем “приручение горшка”.
Пожалуйста, не верьте тем, кто будет настаивать на конкретном возрасте. И не сравнивайте своего малыша с соседскими. У каждого ребенка есть своя готовность. Кто- то будет готов снять подгузники в 9 мес, кто- то ближе к 3 годам.

♥Правила, у которых всегда есть исключения
– Детки “памперсового поколения” осваивают горшочную жизнь позже- вторые детки в семье садятся на горшок раньше, чем первенцы.- девочки, легче осваивающие “социальное поведение”, садятся на горшок раньше, чем мальчики.
– когда бы родители не начали приучение…. Ребенок сядет на горшок, тогда, когда он сам будет готов.
НО есть данные о том, что у деток, родители которых оч рано начали приучение к горшку, процесс может протекать дольше.

С собой в практику “приручения горшка” мы берем терпение и терпимость, уверенность в том, что мы хорошие родители чудесного ребенка, умение не сравнивать себя и своего детки с другими родителями и другими ребенками, умение спокойно выслушивать критику и советы бабушек- дедушек, чувство юмора, умение ждать, желание и силы поддержать малыша… и умение с улыбкой начинать все сначала, и необходимые знания:

– примерно до 18 месяцев большинство детей не умеет контролировать мускулатуру прямой кишки и мочевого пузыря. Примерно к 3 годам у них уже есть этот навык. Известная всем нам “анальная фаза развития по Фрейду – (от 1 года до 3 лет) — связана с приятными ощущениями, получаемыми ребенком при экскреторной деятельности толстой кишки и мочевого пузыря” – т.е. Ребенок получает удовольствие от того, что может контролировать эти действия.

– как правило, вначале малыши научаются контролю в такой последовательности: какание -(дефекация) контроль мускулатуры кишечника – ночью, дефекация – днем, писянье – мочеиспускание – днем, мочеиспускание – ночью.

– ребенок ОСОЗНАННО садится на горшок, когда в его речи появляется слово “Я”.

– многие мальчики вначале начинают писять на горшок сидя, потом осваивают “вертикальное” мочеиспускательное положение (об этом позже)

Идеальное время для приучения – конечно, лето. Но если мы можем обеспечить малышу тепло, если ребенок и мы готовы – то – “правильно” – любое время

♥Вероятность того, что малыш готов к “покорению горшка”:

– он научился сидеть, ходить, приседать

– у него регулярный сформированный стул

– встает сухим после дневного сна и может оставаться сухим 3-4 часа

– издает звуки – которым вы его научили, или изобретает свои, когда хочет писять или какать – кряхтит, говорит “а-а” и проч, приседает, пытается снять памперсы или трусики, произносит “писять”- “какать”.

– ребенок начинает подражать вашим действиям. Наблюдает за тем, как вы сами ходите в туалет, сам интересуется горшком, пытается сам снимать – одевать одежку.

– чувствует себя не комфортно в в мокрой и грязной одежке или подгузнике

– в момент приучения к горшку ребенок не проживает кризис сопротивления

До этого времени мы озвучиваем действия ребенка -” ты пописял”, “а-а” или то, что принято у вас в семье, после дневного- ночного сна “ловим” начало писания, можно придерживать ребенка (если ребенок еще не освоил сидение – просто удобно держим его над ванной или к- то емкостью), называя- озвучивая его важное действие. И ждем готовности

♥Подготовка родителей.

– Договариваемся о стратегии и синхронизируем действия и ожидания

– Набираемся терпения

– На протяжении 2 недель записывайте, когда малыш какает и писяет (это облегчит вам “подгадывание” времени, кода предлагать детке садиться на горшок)

– Готовим удобную одежку, которую легко и быстро можно снимать. Лучше – одежку с липучками

– Запасаемся клеенками, салфетками, бумагой

– ищем в интернете и журналах фото или картинки деток, сидящих на горшке. Если найдете об этом книгу с картинками – вообще замечательно (поделитесь инфо со мной, пожалуйста, я таких русскоязычных – украиноязычных книг не встречала). И ненавязчиво картинки и книги рассматриваем. Можно повесить такую картинку над местом, где в комнате будет “жить” горшок.

– покупаем горшок.

♥Горшок должен быть устойчивым
Горшок должен соответствовать размерам попочки. Если малышу будет тесно, или попа будет проваливаться в “емкость” – ребенку будет небезопасно и больно
Материал, из которого сделан горшок, должен быть приятен. Горшок не должен вызывать дискомфорт.
Желательно, чтобы горшок не издавал звуков. (Сейчас популярны музыкальные горшки.)
Не покупать горшок, который похож на автокресло или детское креслице (знаю деток, у которых горшок ассоциировался с этими предметами. Каждый раз, садясь в машину, малыш какал
Не покупать слишком яркий “игрушечный” горшок. Ребенок все равно будет им играть, но нам все- таки важно, чтоб в сознании закреплялось другое назначение.
Сидя на горшке, сиденьице на унитазе – ребенку важно доставать стопочками до пола. (Ставим подставочку под ножки)

♥”ПРИРУЧЕНИЕ”

– Все наши действия четкие, но плавные. С улыбкой. Без напряжения. Без насилия. Уважаем темп и готовность ребенка.

– Вначале на горшок высаживаем любимую игрушку. (Игрушка может “привыкать” к горшку около недели). Можно со временем изобрести для игрушки свой горшочек, чтоб они с малышом одновременно были в “процессе”.

– Потом в одежде садимся со смехом сами (ребенок должен убедиться, что это безопасно).

– потом предлагаем малышу сесть в одежде на горшок

– затем, высаживаем “голопопого” детенка после сна или после еды

– ГОРШОК ДОЛЖЕН БЫТЬ КОМФОРТНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ. Теплая попочка, прикасаясь к холодному горшку, спазмируется. И больше на него сесть не захочет.

– можно попробовать посадить ребенка на горшок в памперсе, а потом прямо на горшке снять памперс.

– если у ребенка возникает сопротивление – останавливаем действия. И через день делаем еще “подход к снаряду”

– если детеныш все равно какает в памперс, можно сняв памперс, высыпать “содержимое” в горшочек.Многие малыши боятся унитаза, им кажется, “если эта штуковина поглощает то, что из меня выходит, то может поглотить и меня”.

– держим горшок рядышком, предлагая ребенку пользоваться, напоминаем перед прогулкой и сном

! Каждый раз, когда ребенок смог воспользоваться горшком, радуемся и поддерживаем его. Словами, обниманием!
! Если ребенок не успел на горшочек – не ругаем, поддерживаем, терпеливо ждем!
! Любые изменения – болезнь, стресс, переезд… – могут вызвать регресс в освоении не только горшка, но и других навыков!
! После каждого посещения туалета приучаем мальчиков и девочек мыть ручки!

♥Несекретные секреты

– чаще всего детки писяют сразу после сна, какают после завтрака

– как правило, ребенок хочет какать через 20-30 минут после еды (наполненный животик стимулирует прямую кишку к опорожнению). Можно высаживать ребенка на горшок после каждого приема пищи и после сна

– держим горшок по- близости, в удобном месте

– если ребенок уже просится на горшок, если он сам научился им пользоваться – использовать вновь памперсы не правильно и даже опасно.

– горшок – продолжение дома. Если вы едете на дачу, к бабушкам- дедушкам, переезжаете – возьмите с собой уже “прирученный” горшок. Это облегчит адаптацию ребенка к новому месту.

– во время проживания “кризиса сопротивления” – отказ от горшка, какание и писяние в штанишки и на ковры – одна из форм проживания кризиса (см главу о “кризисе трех лет”.

♥Несекретные секреты для мальчиков

– мальчики, как правило, начинают осваивать горшок – сидя, потом стоя :-))

– процесс опорожнения мочевого пузыря и кишечника часто происходит одновременно. Поэтому, ребенку легче будет “концентрироваться” на обоих процессах, сидя.

– у каждого мальчика свой темп перехода от “сидения” к “стоянию”.

– ребенок “зеркалит” действия взрослых. Когда малыш видит авторитетного писяющего стоя папу – он сам старается освоить этот навык

– для того, чтобы мальчика стимулировать к писянию стоя, “оптимизировать” процесс в более аккуратный, мотивировать пописять на улице можно – дома: бросить в унитаз туалетную бумагу, прилепить на внутреннюю стенку унитаза наклейку или клейкую бумажку – как мишень, в которую малыш должен попасть; предложить, чтоб на улице мальчик писял, направляя струйку на камень или листик.

Уверена, что вы будете радоваться успехам и достижениям детки!

♥ВАЖНО о запорах, жадности, творчестве, умению отпускать

– на одном из приемов мальчик 4 лет – “тетя Света, я тебя так люблю, так люблю, что порежу на кусочки, съем и..не выкакаю” один из лучших комплиментов

как бы нам это не казалось странным, “какашка”- это первое произведение искусства нашего детенка. Он с гордостью приносит горшок – прямо к нашим глазам и носам, с сияющим лицом или со словами – смотри, на что похоже. Он разрисовывает содержимым горшка стены, пол, себя… Если наша реакция – брезгливость, и слово “фу” – то детеныш воспримет это “фу” на свой счет. Какашечка в горшке – это рисунок, скульптура – первый шедевр ребенка. наша задача сказать что- то поддерживающе – радостное и похвалить ребенка за то, что он освоил горшок. иначе – мы бьем по творческому потенциалу ребенка, по его самооценке. И даем ему понять – что то, что “выходит” из него – плохо и стыдно. А значит, и он сам плох… А из него ведь “выходят” и слова, и рисунки, и всевозможные стремления к развитию. Представьте, своей неосторожной реакцией мы можем спровоцировать заикание, запоры, отказ от творческих проявлений. И провоцируем у ребенка повышенную брезгливость.

Фекалии – вообще многоуровневый “образ”. Мы с вами помним, что мир ребенка – это папа и мама. Малыш, только наполнившись родителями, “проглотив их”, насытившись их любовью, может их потом отпустить. (А в будущем сможет создавать близкие отношения и отпускать близких). Если у ребенка ощущение, что родители ускользают, что они в любой момент могут куда- то деться – эмоционально, физически – ребенок на эмоциональном уровне становится либо “прилипалой” или отстраненным, а на соматическом уровне у него могут появляться запоры или энкопрез (прокакивание). Представьте, что в странной внутренней проекции – родители – это “какашки”. “Если я знаю, что они всегда, когда нужно, рядом – я их могу отпустить – “выкакать”. Если они все время ускользают – я их не могу удержать – я буду либо расслаблять мышцы сфинктра, либо сжимать – вот вам одна из причин энкопреза и невротического запора”. Когда ко мне на прием приходят с запросом – у детки запоры – первый вопрос, кот я задаю – кого ребенок может бояться потярять? По кому скучает…Интересно, что “зажимание” внутри родителей – а родители – источник жизни – переносится на многие” источники” – игрушки, а потом – деньги, отношения, ресурсы.. И мы видим проявление таких “запоров” и “прокакиваний” в жадности или расточительности….. Мы ведь так и говорим иногда “я “прокакал” (профукал) деньги” (время, шанс)… А детской терапией будет – более тесный телесный контакт, наши слова “я с тобой”, отпускание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, и, конечно, важно дать возможность ребенку наполниться родителем столько, сколько ему нужно. Дать ощущение близости. Например, перед сном посадить детку к себе на руки (животик к животику) и сидеть так, пока малыш сам не захочет слезть. Наша задача постараться дать больше, чем у нас просят.

В моей 13летней практике был только один ребенок, который не освоил горшок. Но это был патологический и исключительный случай. На горшок “Сядут усе”- можем мы сказать фразой из любимого фильма.

В конце главы расскажу о секрете, о котором узнала от моего Учителя – Марка Владимировича Воронова. Называется он “мамин заговор”. Мы знаем, что мама и папа – могут сделать для ребенка намного больше, чем все возможные специалисты. Время, когда малыш засыпает (“просоночное состояние”) приравнивается к волшебно – трансово- гипнотическому. Та информация, которую воспринимает ребенок, идет беспрепятственно в подсознание.Важно, чтобы мы сами были спокойны, важно, чтобы мы никуда не торопились, наша рука лежит на пупочке ребенка, говорим достаточно тихо, искренне, фразы, которые заранее запишем, все фразы без частицы “не”… Сам текст – у каждого из вас напишется свой. Тема – в зависимости от того, что вам важно трансформировать.Пример: “я с тобой. Я тебя люблю и рада, что ты у меня есть. Когда ты захочешь писять (какать), ты позовешь меня или сядешь на горшок (или – ты в безопасности, или – с каждым днем ты осваиваешь все больше слов и твоя речь все более плавная, без запинок или … я рад, что у меня девочка (мальчик) (это важно, если во время беременности вы настоятельно ожидали ребенка другого пола) мы с папой (мамой) любим тебя”.

Все процессы в нашем взрослении и нашей жизни одинаково важны. И горшку мы уделяем внимания столько же, сколько еде, здоровью, развитию, сексуальности. Желательно, чтобы у нас не было табуированных или “неприличных” тем.

Здорового, легкого, гармоничного, интересного осваивания вашим семьям разных взрослостей. Пусть все процессы проходят легко

Светлана Ройз, детский- семейный психолог, автор книг “Волшебная палочка для родителей”, “где живет Ангел”, мама, тетя, крестная, радующаяся всем граням взросления деток.

Мы используем Яндекс Метрику
Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс).

Сервис Яндекс Метрика использует технологию “cookie” — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Также вы можете использовать инструмент — https://yandex.ru/support/metrika/general/opt-out.html Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Принять