22 игры со словами
(в которые можно играть лёжа уставшим родителям) 🙂
Некоторые из них можно предлагать и детям от 3 лет, можно использовать в изучении языков.
Это мягкая возможность расширить словарный запас, запомнить написание и звучание новых или сложных слов, развивать грамотность, фонематический слух, соединить образ слова с его написанием, сделать вклад в работу с дислексией. Но это не только про вербальный интеллект – это и про логику, ассоциативное мышление, сенсорный опыт. И про возможность быть близкими. 🙂
☀ 1. 4 слова
(детям от 8 лет можно предложить и 5-6 слов)
Выбираем 4 совершенно не связанных между собой слова. Используя их, составляем по очереди маленький рассказ.
☀ 2. «Множество слов»
Выбираем большое слово. Из его букв каждый на своём листе составляем и записываем много маленьких. (Дети могут вначале быть в команде со взрослыми, а затем они быстро становятся самостоятельными игроками).
☀ 3. «Рисование словом»
Выбираем «сложное» для ребёнка слово, которое сложно писать или произносить. Придумываем, что именно будем рисовать. Например, нарисовать фигурку кота, используя только загаданное слово (пишем его много раз в разных плоскостях).
☀ 4. «Наоборот»
Говорить слова наоборот, не записывая их. (Например, Чайник – кинйач, стена – анетс…)
☀ 5. Найти в комнате слова: вкусные, звучащие, ароматные, твёрдые, мягкие, движущиеся и т.д.
(Так мы включаем разные каналы восприятия ребёнка. За речью – следует ощущение. Слово – становится «дверью» в мир сенсорный).
☀ 6. Написать вразброс на листе буквы, соединять буквы линиями в слова
☀ 7. «Покажи слово»
Один игрок загадывает слово и показывает его пантомимой.
☀ 8. «Я загадал»
Рассказать о загаданном слове, не называя его (Например: «Я загадал – белый, холодный, скрипит под ногами, тает…).
☀ 9. В моем детстве эта игра называлась «индукция – дедукция».
Игрок загадывает предмет. Остальные должны его угадать, задавая вопросы, на которые он может ответить только Да или Нет (с малышкой мы начинали с загадывания животных и частей тела).
☀ 10. Последняя буква
Каждый игрок говорит слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова.
☀ 11. Рифма
Называем 4 (или два) случайных слова, на которые ищем рифму или с которыми придумываем четверостишие.
☀ 12. «Буква»
Называем слова только на заданную букву. (Вариант для взрослых: слова – предметы на загаданную букву, которые можно положить в трёхлитровую банку).
☀ 13. Ищем сходное
Называем два случайных слова – чем они могут быть объединены?
☀ 14. Волшебный язык
Для детей, которые учатся разбивать слова на слоги. Разговариваем, перед каждым слогом добавляя дополнительный слог (жи, ма, хрю….)
☀ 15. «Чепуха»
Говорим начало предложения, к которому нужно придумать совершенно «чепуховое», нереальное продолжение.
☀ 16. «Сказка»
Сочиняем сказку – каждый говорит по предложению.
☀ 17. Ассоциации
Один игрок называет слово, следующий – свою ассоциационная это слово (детям можем объяснить – первое, что приходит в голову, когда слышишь это слово).
☀ 18. «Это слово умеет…» – описываем слово его «умениями».
☀ 19. «Картина»
Называем слово. По очереди рассказываем, какую «объемную» картину мы видим, когда произносим это слово (например, для одного игрока слово «чай» означает: семья сидит за столом и разговаривает, для другого – чайная плантация и собиратели чая, для третьего – стол накрыт скатертью, играет музыка, для четвёртого – чайная церемония, для пятого – человек сам стоит у окна, наслаждаясь одиночеством и чаем.
☀ 20. Антонимы
Называем слова и ищем к ним антонимы.
☀ 21. Несуществующее слово
Придумываем несуществующие слова, и что бы они могли означать на языке инопланетян
☀22. Тарабарский язык
Говорим друг с другом на «тарабарском языке», пытаясь по интонации угадать – о чем каждый говорит.