ТЫСЯЧА И ОДИН СПОСОБ УКРЕПИТЬ ПРИВЯЗАННОСТЬ
📌
Предлагаю составить совместными усилиями длинный список разнообразных способов укрепления привязанности, чтобы вновь присоединившихся было легко сориентировать в зависимости от возраста их ребенка и соответствующего возрасту уровня привязанности.
Это НЕ программа-максимум, которую должна выполнить каждая заботливая альфа, не полный и отнюдь не исчерпывающий список (пожалуйста, добавляйте ваши варианты, я вставлю), это список альтернатив – выбирай, что нравится, в зависимости от вкусов и пристрастий своей семьи, что не нравится – пропускай, ищи свое, дополняй и расширяй. ИТАК!
Тысяча и один способ укрепить привязанность:
👪 Возраст от 0 до 1 года
Первый уровень привязанности – привязанность через органы чувств, их у человека пять: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
– играть в гляделки
– улыбаться друг другу
– играть в куку или пикабу
– кормить грудью
– кормить чем-то другим, держа на руках или на коленях
– позволить есть из своей тарелки, кормить маму. Или папу.
– катать на шее (после того, как ребенок научился сидеть)
– носить на руках и\или в слинге
– обнимать
– делать массаж
– повторять лепет за младенцем
– щекотать бородой (для пап)
– целовать щеки и пупок
– “кусать” пятки и ладошки
– совместный сон
– совместная сиеста днем (родитель может не спать, просто поваляться, обнявшись с малышом)
– выкладывать ребенка на мамин/папин живот на время дневного сна
– совместное купание в большой ванне
– петь песни
– танцевать вместе
– использовать разные интонации
– строить гримасы
– вместе изучать себя и друг друга в зеркале
– читать стихи с выражением
– рассматривать вместе картинки, книги, улицу
– рисовать самим, чтобы малыш смотрел
– гладить лицо и гладить своё лицо руками ребёнка
– разрешать есть из родительской тарелки, делиться едой и питьем
– доедать за ребенком из его тарелки (напоминаю, не нравится – значит не ваш способ, есть другие =) а некоторых детей очень умиляет, что три непосильные последние ложки каши доест мама)
👪 Возраст от 1 до 3 лет
На втором году жизни у ребёнка развивается способность привязываться посредством похожести. Ребёнок имитирует тех, кого он любит, старается быть похожим на них: в поведении, в интонациях, в предпочтениях.
Все, что подходит для детей от 0 до 1 года, а также:
– составить вместе список продуктов с картинками
– взять с собой в магазин за продуктами
– катать в тележке
– постарше доверить катать тележку
– еще постарше передавать продукты, чтобы малыш складывал их в тележку и доставал из тележки на кассе
– дать нести маленький пакет из магазина, “как мама\папа”
– в зависимости от рода занятий родителей поиграть в “мама работает”, “папа работает”
– давать ребенку примерить или поносить свою одежду
– носить одинаковую одежду разных размеров
– носить похожие аксессуары – бусы, шляпы, шарфы
– дать ребенку помочь вам достать продукты и сложить их в холодильник
– с мытьем посуды – полоскать вилки или небьюшуюся посуду под струей воды
– с готовкой простых блюд – засыпать рис в кастрюлю, отмерить стаканами воду
– печь вкусняшки: пусть поможет смешать ингредиенты, раскатывать, лепить, вырезать печенье, например
– с сортировкой белья и загрузкой в стиральную машину и из нее
– дать нажать кнопку запуска стиральной машины
– доить вместе козу (ну а вдруг!) =)
– свой маленький рюкзачок
– мыть машину с папой
– копаться в саду с мамой
– завести маленький огородик (хоть бы и на подоконнике)
– выращивать разные съедобные травы из семян
– добавлять их в салаты и есть
– рисовать вместе с мамой пальчиковыми красками
– рисовать красками у друг друга на лице – есть спец.наборы для этого, гуашью лучше не надо 😊
– или помадой раскрасьте друг друга в клоунов
– хвалить
– провожая работающего родителя (бабушку, гостей) в окошко махать
– придумать “только наш с тобой секрет, никому не расскажем”
– придумать условный знак только для вас
– строить берлогу из диванных подушек, одеяла, стульев и прочих подручных материалов
– разыгрывание ролей (“я овеченок, а ты мама-овека”)
– заниматься вместе с папой ремонтом или сборкой чего-нибудь, в этот момент давать поиграться с папиными инструментами, дать ребенку что-нибудь покрутит-повинтить
– дать ребенку посидеть на водительском месте за рулем, где обычно сидит мама или папа, разрешить понажимать на кнопки
– делать вместе с ребенком подарок или открытку для второго родителя, бабушек, друзей семьи
– беготня между родителями (особенно хорошо, если с кем-то из родителей привязанности нет): папа сидит на корточках в начале комнаты, а мама сидит на корточках в конце комнаты, а ребёнок бежит в распростёртые руки папы. Папа ловит его (с радостью, с нежными словами). А потом мама ждёт его с распростёртыми руками и ребёнок несётся к ней.
– следы на песке (или на снегу):
первым идёт папа, потом мама, потом ребёнок по родительским следам.
или первый папа оставляет следы на песке, а мама держит ребёнока за ручку и ребёнок делает большие шаги по папиным следам.
“о!!! какой наш папа большой”
“О!!! ты как папа идёшь”
“ООО!!!”
– специально для девочек: мыться с мамой одним шампунем, намазываться кремами для щечек, для ручек и ножек , всем делать веночки из цветов – папе, маме, доче. рисовать папе на работу смешные картинки, чтобы он не скучал, потом приходить к нему и проверять – не забывает ли он смотреть
– вместе сделать что-то “страшное”
– сходить в парк трейлеров и всем сфотографироваться рядом с оооогромным коллесом
– держать долгий контакт глаз, “улыбаться глазами”
– игра “зеркало” – родитель начинает играть в отражение своего ребенка – копировать то, что делает ребенок, стараться наиболее включиться и копировать не только действия, но и эмоции – увидеть мир глазами ребенка
– когда сердишься – сердиться в шутку, хватать, кусать и щекотать.
– прятаться с одним родителем от другого под одеялом
– надевать одну и ту же вещь на двоих – например, в один шарф завернуться, одну кофту на двоих надеть
👪 Возраст от 3 до 5 лет
К третьему году развивается способность привязываться посредством принадлежности и верности. Это желание быть на той же стороне, желание обладать. «Моя мама». Появляется ревность.
Все, что подходит для детей от 0 до 3 лет, а также
– играть в игры “мама и сын против диванной подушки”
– или “папа и сын против пыли на подоконнике”
– floortime или игра на полу, когда мама или папа весь принадлежит ребенку
– если у вас больше одного ребенка – проводите индивидуальные флортаймы, чтобы всем досталось по чуть-чуть единоличного времени с каждым родителем
– с более старшими детьми можно проводить вылазки один на один в магазин, кафе, парк, на каток, в кино, на футбол, в гараж, на рыбалку или какие еще развлечения популярны в вашей семье
– разделите с ребенком свое хобби
– возьмите ребенка с собой на работу (если это возможно)
– пусть он покормит вас из ложечки
– разрешать злиться, помогать выпустить негатив
– плавать вместе в бассейне
– искать клад
– собирать осенние листья/жёлуди/каштаны
– кататься на велосипедах и роликах
– бегать наперегонки
– наряжаться в маскарадные костюмы
– устроить семейный спектакль – с куклами или самим стать актерами
– (менее трудозатратно) разыграть по ролям одну сцену из читаемой сказки – например, как колобок от бабушки ушел, а бабушка за ним как помчится… или как лиса колобка ела! =)
– проигрывание ситуаций “мама-малыш” в сюжетно-ролевых играх (чудный пример из комментов выношу: недавно мы открыли разворот “Трех поросят” с картинкой: “Мама-свинья, забери поросят!” – “Зачем?” – “Чтобы они волку не попали”. [понарошку “забираю” поросят со страницы. мой ребенок продолжает] “А я, мама-волчица, заберу волчонка. Волчонок, не играй с ними, а то попадешь в котел”)
– лепить снеговиков и строить снежные крепости
– валяться на диване
– бутузиться
– “жамкать” ребенка, не щекотать, а движения типа как тесто замешиваешь (есть дети, которым нужно такое достаточно сильное действие)
– стучать по чему-то звонкому, ритмичному
– прятаться в домики под одеялом
– петь караоке вместе в микрофон
– вместе рисовать, лепить, делать поделки
– совместно украшать дом к празднику
– пускать и лопать мыльные пузыри
– Танцевать вместе под музыку. Танцевать под музыку, которую играет ребенок (на барабане, бубне, погремушках и проч.) Танцевать вместе несложные детские танцы под пение мамы (Каравай, Танец маленьких утят, Мишка с куклой), хоровод можно и из 2 человек сделать:)
– Разрешать ребенку кормить, поить маму. Мыть ее, мазать кремом, причесывать, чистить зубы и т.д.
– Игры тактильные типа “Рельсы-рельсы”, пальчиковые.
– Покатать ребенка на спине – “лошадка”.
– Игры на коленках “В ямку – бух!”.
– Качаться на папиной ноге!
– Ходить на ступнях родителей (надеюсь, понятно)
– Делать зарядку, гимнастику вместе. Прыгать на гимнастическом мяче вместе.
– Играть в домики, мостики, лазы, дырки, норки и прочее, используя в качестве оных тело родителей.
– Качаться на качелях и кататься с горки с ребенком на руках.
– Закапывать друг друга в песок, в снег. И откапывать:)
– Игры “Делай, как я”, можно перед зеркалом, и наш любимый вариант, когда ребенок задает движения, а мама повторяет.
– На прогулке взяться за руки обоих родителей и чтобы они “перепрыгивали” ребенка через лужи. Или просто так высоко прыгали.
– Вместе плавать, нырять, смотреть друг на друга под водой, плавать на маминой или папиной спине.
– “поцелуйчики в кармашке”. При расставании положить в карманчик к ребенку свои поцелуйчики и обьяснить, что когда он соскучиться по маме, нужно вытащить поцелуйчик и положить на щечку.
у нас папа узнал про все это, стал свои поцелуйчики тоже дитю в карман складывать. в отдельный 🙂
👪 К четвёртому году жизни у ребёнка появляется желание собственной важности, значимости в жизни любимого человека. Дети становятся мягче, покладистее, ищут подтверждения своей важности для нас.
– играть в прятки
– играть в расставания и встречи
– приготовить стол к ужину:
– расставить тарелки
– достать приборы
– в стаканы налить всем сок
– выделить ребенку свой совок и щетку
– доверить поливать цветочки
– хохотать с ребенком, особенно над его шутками
– одевать ребенка, если он просит
– кормить ребенка, если он просит и хочет (даже если сам давно умеет)
– Одобрять друзей ребенка
– Если не можете одобрять увлечения и друзей – ОЧЕНЬ подробно разговаривать с ребенком о том, почему Вы не можете одобрить конкретного друга или конкретного монстра!
👪 На пятом году ребёнок начинает любить.Он отдаёт вам своё сердце. Если раньше он говорил «люблю маму» больше имитируя других, то теперь он «ЛЮБИТ маму». Поёт песни о любви и рисует сердца. Это привязанность посредством эмоций, время, когда ребёнок физически готов расставаться с теми, кто ему дорог, без существенного ущерба для своей психики.
– рисовать открытки бабушке, которая живет в другом городе
– отправлять открытки по почте и ждать ответов
– рассматривать семейный фотоальбом
– искать маму и папу на фотографиях, где много людей
– рассматривать вместе фотографии, как ребенок был маленький
– рассказываем о том, как он был маленький или его еще вообще не было и его ждали
– звонить папе на работу (или пусть папа позвонит раз в день в определенный час)
– для тех, кто живёт заграницей – говорить с ребёнком на русском. даже если вокруг люди не понимают (секретный язык, играть в шпионов)
– обниматься всей семьей
👪 Возраст от 5 до 7 лет
Последний уровень привязанности – когда тебя знают. Ребёнок начинает делиться своими секретами, чтобы мы его лучше понимали, чтобы быть ближе к нам. Психологическая привязанность. Это самый глубокий уровень привязанности и самый уязвимый. Не каждый взрослый имеет опыт подобной привязанности.
Все, что подходит для детей от 0 до 5 лет, а также
– доверить ребенку свои чувства – я сегодня рассердилась, когда.. мне было грустно оттого… я так радовалась в тот раз…
– просить прощения у ребенка в случае срыва
– называть чувства ребенка
– применять активное слушание
– обсуждать возникавшие конфликты после того, как страсти улеглись
А теперь самое интересное =) Совместный сон в 7 лет или в подростковом возрасте – ну, если вы сможете уговорить своего большого мальчика или девочку на это, но скорее всего это уже не поможет вам поддерживать привязанность. В слинг уже тоже не особенно покладешь =)
👪 Возраст от 7 до 11 лет
Все, на что согласится ваш ребенок из перечисленного выше для более младших возрастов, а так же:
– Разделите с ребенком ЕГО хобби – даже если это противные маленькие игрушки с большими глазами и завышеной ценой или компьютерная игра (если вы играете, я вот не умею, от меня толку мало)
– доверьте ребенку приготовление какого-то одного блюда к ужину (только советы и подсказки, руки прочь, пусть сам – конечно, если он сам хочет)
– читайте ему вслух (можно раньше начинать, но и в этом возрасте продолжить)
– не забываем обнимать: минимум 8 объятий в день
– продолжаем массаж (рельсы-рельсы и пр.)
– смотреть в кругу семьи его младенческое видео
– Вести личную переписку между куклами ребенка
👪 Возраст от 11 до 17 лет
Я ничего не знаю про детей старше 11, увы. Высказывайтесь в комментах.
– не забываем обнимать: минимум 8 объятий в день
– продолжаем активное слушание
– быть на стороне ребенка во времена внешней угрозы
– иметь общее время (кафе, прогулки)
– обращаться за помощью к нему в том, в чем он чувствует себя уверенно (компьютеры и грубая физическая сила и пр)
– советоваться с ним перед принятием решений не только касательно его, но и общесемейных вопросов
– тактильный контакт: в волосах ворушить, поцелуи-объятия при встрече и прощании
– писать смешные записочки (и серьезные)
– для взрослых, отдельно гуляющих детей – встречать и провожать каждый раз (доброе слово и родное лицо перед уходом очень важно)
– слушать подростка, когда он начинает говорить, а не когда у родителей есть время
– спрашивать, что нравится-не нравится, во всех сферах – от политики до цвета туалетной бумаги
– просить обосновать свою позицию
– задавать вопросы
– учить формировать свое мнение, отстаивать его, искать доводы
– смотреть вместе новости, обсуждать политическую ситуацию в стране и мире