ПОЧЕМУ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА ЛОПАТЬ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ ПОЛЕЗНЕЕ, ЧЕМ ПИСАТЬ В ПРОПИСЯХ

ПОЧЕМУ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА ЛОПАТЬ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ ПОЛЕЗНЕЕ, ЧЕМ ПИСАТЬ В ПРОПИСЯХ

Как научить ребёнка писать — известно всем. В подготовительной группе надо купить прописи и писать. Если в первом классе будут проблемы с почерком — надо купить ещё прописей, потом ещё немного и тренажёр для письма. И писать одну страницу или 30 минут в день. Многие думают, что так появится почерк. Не появится.

Во-первых, если проблема в созревании одной из функций, участвующих в формировании навыка письма, то пока она не сформируется, ничего не получится. В лучшем случае вы закрепите неправильный навык, дефективный, где на каком-то из этапов письма одна функция берёт на себя задачи другой, не сформированной. И даже после её формирования автоматизированный навык на правильный сам по себе не поменяется.

Во-вторых, прописи учат не письму, а списыванию и срисовыванию. Ребёнка можно замучить прописями и получить даже что-то похожее на красивый почерк. Но как только ребёнку понадобится записывать услышанное или собственные мысли (диктанты, конспекты, сочинения), этот красивый почерк «уедет», потому что он — ещё не навык письма.

В-третьих, если бы от количества прописей зависела красота и стройность букв, лучший почерк был бы у врачей. А он у них совсем так себе после миллиона исписанных страниц.

Чтобы записать какую-то фразу, ребёнку надо:

📍 различать все звуки произнесённой фразы,
📍вспомнить образ каждой буквы,
📍повторять её про себя, чтобы записать строчку целиком,
📍в процессе думать о правилах или смысле текста.

1. Как развивать функцию звукоразличения

За этот этап отвечает фонематический слух. Проблемы с фонематическим слухом чаще бывают у детей с логопедическими проблемами. Именно поэтому много внимания надо уделять звукопроизношению в дошкольном возрасте.

Специалисты рекомендуют решать проблемы с фонематическим слухом до начала обучения чтению (это не всегда обязательно) и письму (а вот это желательно).

В качестве игры для развития фонематического слуха можно выбрать задания, где ребёнку надо найти ошибку. Например, вот такие из пособия Александры Бубновой «Развитие речи».

📍К нам в окно залетел лук (жук);
📍У дедушки на груди педаль (медаль);
📍Мальчик в конце письма поставил бочку (точку);
📍На асфальт упала лень (тень);
📍Из трубы идёт дом (дым);
📍В океане живёт кит (кот);
📍Спит на заборе кит (кот);
📍Дедушка с пасеки принёс лёд (мед).

Другая игра: вы договариваетесь с ребёнком, что он должен хлопать, когда услышит звук «л» («р», «м», «п» и другие). Мама произносит слова, а ребёнок хлопает в нужный момент.

В обе игры можно играть в любое время: в очереди, в машине, где угодно. Если игра вызывает у ребёнка затруднение — обязательно обратитесь к логопеду.

2. Образ буквы

За этот и следующие этапы отвечает зрительное восприятие, для его работы необходимо созревание сразу нескольких функций.

✔ Зрительно-пространственное восприятие и узнавание

Эту способность ребёнка отлично развивают игры на узнавание предметов по контуру, геометрическое лото, поиск изображений среди наложенных друг на друга. Для подготовки к письму лучше иметь дело с образами и изображениями букв.

Повесьте в квартире доску для рисования мелом или маркером и договоритесь с ребёнком о шифре: буква «А», написанная на доске, будет означать «Мамочка, дай, пожалуйста, попить», буква «Б» — «Завтрак готов, садись есть». Можно брать пять-семь букв и раз в неделю менять шифр. Спустя время усложните задание (кажется, папа разгадал наш шифр). Теперь рисуйте только половину буквы (по горизонтали или по вертикали), пишите букву пунктиром, пишите отдельный элемент буквы.

✔Зрительная память

Почему-то в нашей образовательной традиции главный способ развития памяти — это изучение стихов наизусть. Учить стихи и говорить, что это «развивает память», всё равно что делать упражнение на правую ягодичную мышцу и называть это фитнесом. Видов памяти гораздо больше, чем тренируется стихами, но в данном случае нас интересует зрительная.

Можно играть в «Мемори», а можно каждый вечер просить ребёнка запомнить расположение баночек и бутылок на полке в ванной, а утром ответить на вопрос «что изменилось». Это сложнее, но и важнее, чем игра в «Мемори», потому что долговременное запоминание имеет большее значение, чем кратковременное.

3. Способность писать буквы

✔Зрительно-моторная координация

Я знаю пароль, я вижу ориентир, но попасть туда не могу. Не созрела зрительно-моторная координация. Ребёнок целится ручкой в строчку, но не попадает — ошибка происходит на одном из этапов передачи информации «глаза — мозг — рука».

Лучшую игру для развития этой функции дети придумали сами — лопать мыльные пузыри. Задача, кстати, не из простых. Амплитуда движения руки большая, пузырь всё время перемещается, ещё попробуй попади. Отличные игры — когда надо попасть по мячику ракеткой.

Необязательно играть, можно бить по воланчику или шарику об стену. Очень полезно, потому что развивает ещё и саму руку, и плечевой пояс.

Отличная игра «Съедобное-несъедобное» с мячом. Потому что к тренировке моторного навыка добавляется необходимость думать и принимать решение (в школе ребёнку придётся не только писать, но и улавливать смысл). Игра «Съедобное-несъедобное» фактически повторяет сложный исследовательский принцип, названный учёными «go/no go»

Усложняйте и меняйте свою игру. Меняйте съедобное и несъедобное на имена девочек (ловим) и мальчиков (не ловим), на названия стран и городов, на живое и неживое. Уменьшайте мячик для игры, пусть в итоге дети играют теннисным мячиком.

Для развития зрительно моторной-координации подойдёт ещё один неожиданный способ. Купите лазерную указку и носите её с собой. Когда в очереди или в машине выдаётся минутка, берите указку и обводите с ребёнком вывески на зданиях или кабинетах поликлиники.

Сначала можно обводить вывеску по контуру, а позже — каждую букву.

✔Моторные навыки

Слитное письмо — навык нефизиологичный. В масштабах эволюции время, которое человек использует письмо, так ничтожно малО, что наши руки под него подстроиться не успели и поэтому устают. Не только руки, но и весь плечевой пояс.

Развитию моторных навыков снова поможет бадминтон, игра на музыкальных инструментах, езда на велосипеде, плавание и акробатика.

Чтобы развивать его и дома, договоритесь с ребёнком, что в ванную вечером вы ходите только «тачкой». Руки на полу, мама держит за ноги и «везёт тачку». Играйте так всего одну минуту, но каждый день.

Или привяжите к двери ванной верёвку, а к её концу — палочку. И ребёнок, чтобы до ванной дойти, должен накрутить всю веревку на палку, как на веретено.

Это отличная тренировка лучезапястного сустава и снова замечательное упражнение всего на одну минуту в день.

❓Получается, ребёнку совсем не писать?

Нет, почему же, писать. Но давайте договоримся, что прописей будет ровно столько, сколько требует школьная программа, и ни строчкой больше. А писать он будет под диктовку и от своего имени.

📍Договоритесь с ребёнком каждый вечер писать друг другу записку из одного предложения, а утром ими обмениваться.
📍Сообщите, что заявки на завтрак и ужин принимаются теперь только в письменном виде. Хочешь блины — так и напиши.
📍Попросите ребёнка помогать вам с покупками. Вы диктуете список необходимого — он пишет, а в магазине вычёркиваете уже положенное в корзину.

Увеличивать объём письма можно только после того, как улучшится его качество. Попытки писать и писать, когда навык ещё «не созрел» приведут к автоматизации переписывания и искажённому навыку.

Ребёнок может уже всё знать и уметь, но для того, чтобы это показать, ему не хватает произвольного внимания. Если проблема возникает при записи длинных сложных слов типа «шишки» — может быть не сформирована сукцессивная функция.

Мы используем Яндекс Метрику
Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс).

Сервис Яндекс Метрика использует технологию “cookie” — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Также вы можете использовать инструмент — https://yandex.ru/support/metrika/general/opt-out.html Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Принять