ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ПРИ ТРУДНОСТЯХ В УЧЕБЕ
В статье приводится обоснование применения метода песочной терапии в работе с детьми с нарушениями в школьной адаптации.
Рассматриваются диагностические и коррекционные возможности этого метода, предлагается методика работы.
Как помочь ребенку хорошо учиться? Только редкие счастливые родители отличников, наверное, не задаются этим вопросом. В чем причина неудач в учебе? Лень, наследственность? А может быть, внутренние переживания, беспокойство, тревога, связанная со школьной ситуацией и не только с ней?
«Нет познавательного интереса», – М.М. взволнована, у Тани, ее приемной дочери, возникли проблемы с учебой в школе. «Учительница сказала, что в последнее время Таня стала на уроках невнимательна, не проявляет интереса к учебе, недостаточно старается при написании контрольных и самостоятельных работ, часто берет в школу игрушки». Кроме того, у Тани снизилась успеваемость, домашние задания она выполняет долго и часто только после длительных уговоров.
С учительницей у приемной матери установлены отношения сотрудничества, и М.М. не сомневается, что замечания справедливы, но, с другой стороны, М. М. считает, что Таня – способная и умная девочка, поэтому не понятны причины снижения ее интереса к учебе. Это очень тревожит мать.
Отчего столько тревоги? По первому впечатлению, нарушения не слишком сильные. Но обратимся к карте наблюдений Стотта [11].
В основе этой методики, направленной на выделение характера дезадаптации ребенка к школе, лежит фиксация форм дезадаптированного поведения по результатам длительного наблюдения за ребенком.
Проведение диагностики по этой методике может осуществляться как психологом лично, так и на основании опыта наблюдения за ребенком педагогом.
Таня учится в третьем классе, и до этого времени трудностей в адаптации не наблюдалось, то есть изменения были резкими, и педагог их заметила. Таким образом, в описании поведения Тани в школе действительно есть признаки школьной дезадаптации.
Трудности в школьной адаптации – часто встречающаяся проблема в практике психолога с детьми младшего школьного возраста.
Актуальность проблемы создает необходимость разработки технологии
эффективной психологической помощи, позволяющей оптимально решать задачи диагностики и устранения причин возникших нарушений в школьной адаптации. Оптимальность в данном случае должна определяться необходимым и достаточным набором диагностических и коррекционных психологических методов [6].
Диагностика причин школьной дезадаптации требует оценки многих факторов, от которых она зависит: способностей ребенка, особенностей интеллекта, уровня развития социальных навыков, эмоционального благополучия, наличия психологически комфортной для ребенка школьной среды, семейной ситуации, наличия взаимопонимания между педагогами и родителями [2].
Коррекционная часть работы предполагает использование методик для осознания и эмоционального отреагирования выявленных конфликтных отношений ребенка.
Для того чтобы определиться с набором методов, рассмотрим процесс работы со случаем школьной дезадаптации. Он содержит следующие этапы:
1. Оценка наличия признаков школьной дезадаптации (с применением карты наблюдений Стотта).
2. Сбор социального анамнеза ребенка (психодиагностическая беседа, предметом которой являются: история развития ребенка, семейная ситуация, социальная активность ребенка).
3. Выявление актуального конфликта ребенка (психодиагностические методы).
4. Процесс проработки внутреннего конфликта, закрепление результатов.
5. Контроль изменений, происходящих с ребенком в школе и семье (промежуточная и заключительная консультация родителей).
Кроме того, в процессе работы может возникнуть потребность в совместной семейной консультации, а также выхода в школу для беседы с учительницей.
Таким образом, встает вопрос о выборе методов для решения задач третьего и четвертого этапов. Так, например, метод песочной терапии, активно развивающийся в настоящее время, совмещает терапевтический и диагностический ресурс, кроме того, создает условия для развития мелкой моторики, речи и творческого потенциала личности ребенка, то есть включает и развивающий ресурс.
Создала и описала методику игры с песком и водой ученица К. Юнга психотерапевт Дора Калфф.
Предложенная ею технология, включая размеры и цвет песочницы, набор игрушек, инструменты для работы, инструкции, правила взаимодействия с клиентом, бланк для наблюдений и структуру интерпретаций [10], сохраняет актуальность и в наши дни, позволяя эффективно решать психотерапевтические задачи.
Методика «Sandplay» Доры Калфф была воспринята отечественными психологами и включена в современные технологии работы [3, 7, 8, 9]. Сейчас песочная терапия применяется как развивающая среда в коррекционной работе с детьми, как материал для творчества в арт-терапии, в сказкотерапии, игровой терапии, причем с возможностью интерпретаций в различных психологических парадигмах.
Рассмотрим применение метода песочной терапии в работе по преодолению трудностей в школьной адаптации в случае с Таней.
Первоначальный запрос клиента звучит как поиск преодоления трудностей в обучении у ребенка, и можно было бы решить, что целью работы станет достижение результатов именно в повышении у Тани «интереса к учебе».
Однако по опыту работы за жалобой на те или иные проблемы в школьной адаптации скрывается проблема в отношениях ребенка со значимым взрослым, прежде всего, в семье.
Эта проблема также косвенно прозвучала в запросе, как «непонимание причин снижения интереса к учебе».
После исследования социального анамнеза ребенка выяснилось, что Таня – приемный ребенок и живет в этой семье с 3 лет. С рождения до удочерения девочка жила в Доме малютки. М. М. удалось установить достаточно хорошие отношения с биологическими родителями, и они, по мере возможности, общаются с Таней. Таня ценит это общение, но начинает стесняться своих родителей в присутствии других людей.
По описанию М.М., семейные отношения в настоящее время благополучные, но, так как с момента рождения ребенок пребывал в детском доме, можно предположить последствия ранней материнской депривации, что не может не проходить без вреда для развития детской психики [5]. Безусловно, М. М. удалось сделать многое за время пребывания Тани в семье, чтобы помочь девочке справиться с последствиями «несемейного» периода. Приемная мать очень заботливо относится к Тане, внимательна к ее потребностям, любит девочку, старается обдуманно и ответственно решать возникающие проблемы. Таня занимается спортом, физически здорова и энергична, жалоб на самочувствие нет. Действительно, все представляется благополучным, и причина возникновения трудностей в данный момент пока не очевидна.
Безусловно, взгляд со стороны в процессе работы с психологом поможет найти скрытые причины трудностей в обучении, но важнее, чтобы это исследование, эти новые выявленные причины стали толчком к развитию взаимопонимания в семье, к принятию и доверию во взаимоотношениях в семье, открыли бы в них новую грань.
Таким образом, целью работы является улучшение взаимопонимания в семье, а рабочей задачей – исследование причин и коррекция школьной дезадаптации.
Предположительно у Тани существует глубинная неосознаваемая причина утраты интереса к учебе. Не исключаются также биологические причины нарушений, которые в случае обнаружения должны будут исследоваться дополнительно (как правило, применяется шкала интеллекта Векслера).
Итак, в соответствии с выбранным методом, планируется работа и составляется «психологический контракт»: 3-4 диагностических встречи с Таней, затем консультация с приемной матерью, затем по необходимости еще 3-4 коррекционно-диагностические встречи с девочкой, заключительная консультация с приемной матерью и в завершение работы – еще 1-2 встречи с Таней.
В работу в песочнице Таня включилась сразу и посетила 10 занятий. Каждая сессия приоткрывала часть внутреннего мира ребенка, с которым необходимо было обращаться бережно, избегая торопливых интерпретаций. Главный вопрос – что стоит за каждым появившимся символом, что он может рассказать нам о содержании актуального конфликта ребенка? Важно отметить, что к символам относятся не только фигуры, выбранные клиентом, но также его слова и действия [7, 9, 10, 11].
Большую часть времени на первом занятии Таня взаимодействовала спеском: копала, гладила его кистью. Движения ее были медленны, вид задумчив. В контакте с психологом Таня была резка, говорила отрывочными фразами, редко поднимала глаза, иногда сама резко посмеивалась после сказанного. В конце сессии взяла одну фигуру (мужчины) и поставила ее в центр подноса с песком. После работы девочка выглядела вялой, расслабленной.
В следующих двух подносах отразились агрессивные и другие подавляемые, энергетически заряженные импульсы. Игра стала более активной, появились новые фигуры, речь Тани также менялась – она описывала то, что происходит в песочнице, часто используя негативные оценки. Нельзя не отметить появляющуюся временами гримасу отвращения на ее лице.
В соответствии с этими предположениями, с учетом задач третьего и четвертого этапов (выявление актуального конфликта ребенка и его проработки), в качестве основного метода предлагается недирективная игра в юнгианской песочнице. В дополнение к этому методу, для отреагирования проявляющихся эмоций может применяться рисование, лепка [10], игровая терапия, видеонаблюдение, совместный просмотр видео.
На четвертом занятии Таня переключилась на игру с мягкой игрушкой – медведем. «Я буду учительницей, – сказала Таня, – А Вы снимайте». В этой игре девочка громко кричала на «ученика», обзывала его, строго спрашивала решение задач. Все действия сопровождались напряженной улыбкой. Потом Таня попросила посмотреть видеозапись, сделанную во время работы в песочнице. В процессе просмотра, в эпизодах, где был снят ее особенно яростный крик, Таня усмехалась и осторожно следила за моей реакцией. Мы немного поговорили о том, почему у медведя не получается правильно ответить на вопрос, и кричит ли так же на нее учительница или еще кто-нибудь?
После четвертого занятия была проведена консультация с М. М. Было важно обсудить поведение Тани в процессе работы и изменения в ее поведении дома. М. М. заметила, что Таня стала больше общаться, разговаривать с ней. По поводу криков М. М. предположила, что Таня копирует манеру поведения тренера по плаванию, которую девочка очень уважает, но которая действительно довольно грубо и громко разговаривает с детьми.
В течение среднего цикла занятий (5–8 встречи) Таня стала больше рассказывать о событиях своей жизни, ее речь стала более развернутой и плавной. В каждом занятии некоторое время уделялось работе в песке. Агрессивные проявления при работе в песочнице постепенно стали снижаться, персонажи Таниных игр научились взаимодействовать мирно.
После восьмого занятия снова была проведена консультация с приемной матерью. М. М. рассказала, что трудности в школе у Тани прошли, домашние задания стали выполняться быстрее и в целом успеваемость повысилась.
В процессе работы выяснилось, что Таня очень боится, что с приемной матерью может что-нибудь случиться и Таня останется одна. Выявление этого страха девочки стало настоящим откровением для М. М.
После осознания этой причины эмоционального напряжения ребенка стало возможным решить еще одну проблему в поведении Тани. В течение всего курса у Тани была проблема – вовремя закончить занятие.
Это являлось явным проявлением тревоги, сложностью в установлении границ в межличностном общении. Таня пыталась подольше задержаться в кабинете, придумывала срочные занятия, отказывалась придерживаться временных границ. На девятом занятии мы обсудили с Таней эту особенность ее поведения, и в дальнейшем окончание занятия уже не вызывало прежнего протеста.
Таким образом, поставленная задача по преодолению нарушений школьной адаптации была решена и цель – улучшение взаимопонимания между ребенком и родителем – достигнута.
Было очень приятно получить отзыв М. М. с положительной оценкой изменений, произошедших у них в семье.
Литература
1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 No 442-ФЗ // «Консультант Плюс» [сайт] [2017] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558 (дата обращения: 20.06.2017).
2. Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995. C. 8–11.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб., 1998. 50 с.
4. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. М., 1993. 127 с.
5. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства : Научный контекст, история, экспериментальное исследование проблемы. СПб.: Питер, 2005. 400 с.
6. Психология социальной работы / под ред. М. А. Гулиной. СПб.: Питер, 2002. 352 с.
7. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2006. 173 с.
8. ТрошихинаЕ.Г. Сосуд и зеркало. Развитие эмоционального ресурса личности в психотерапии. СПб., 2014. 164 с.
9. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб.: Питер, 2001. 320 с.
10. Kalff D. Sandplay. A Psyhoteraputic Approach to the Psyche. Santa Monica:
Sigo Press, 1980. 170 p.
11. Карта наблюдений (КН) Стотта // Е. В. Гурова, Н. Ф. Шляхта, Н. Н. Седова. Диагностика психического развития детей: Учебно-методическое пособие // StudFiles [сайт]. М., 1992. URL: http://www.studfiles.ru/preview/6334329 (дата обращения: 23.06.2017).