📝 Список умений, необходимых ребёнку к школе
Многие из вас уже отгуляли выпускные в детском саду. Впереди лето, отдых и … некоторая взволнованность – «Вроде бы всё, что надо, умеем: буквы-цифры знаем, немного читаем, считаем, с логикой тоже хорошо, но а вдруг?.. вдруг ребёнку будет сложно в новой программе? Вдруг он начнет отставать от остальных и от этого вообще учиться не захочет?
С одной стороны ваши волнения больше надуманы (все мамы склонны немного «накручивать» ситуацию), но с другой стороны есть смысл все-таки максимально подготовить те самые сани к школе.
Как определить: насколько готов ваш ребенок к сентябрю? Я подготовила для вас список умений, которых ждут от вашего ребенка в первом классе.
📚 ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ
Считается, что к шести с половиной – семи годам ребенок должен:
• знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
• знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
• знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
• ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;
• иметь представления о природных и погодных явлениях;
• знать основные цвета;
• знать понятия «право-лево»;
• знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
• уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
• знать праздники;
• уметь рассказать, чем он любит заниматься;
• самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
📚 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
В этой области ребенок должен уметь:
• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
• находить лишний предмет в группе;
• добавлять в группу недостающие предметы;
• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
• группировать предметы по признаку и называть его;
• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.
📚 СЛУХ, ЗРЕНИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, РЕЧЬ
Здесь дошкольнику нужно уметь:
• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
• точно копировать простой узор;
• описывать по памяти картинку;
• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
• пересказать услышанный рассказ;
• составлять рассказ по картинке!
📚 ОСНОВЫ МАТЕМАТИКИ
Перед поступлением в первый класс необходимо:
• уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
• выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
• знать понятия «больше-меньше-поровну»;
• знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
• решать простые арифметические задачки;
• уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.
📚 ЧТЕНИЕ
Важно, чтобы ребенок:
• отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
• мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
• подбирал слова на заданную букву;
• делил слово на слоги;
• читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.
📚 НАВЫКИ ПИСЬМА
Для успешного начала учебы в школе требуется:
• правильно держать ручку и карандаш в руке;
• проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
• уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
• копировать с образца геометрические фигуры;
• уметь продолжить штриховку рисунка;
• уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
«Мда.., – скажут некоторые, – в наше время в школу нужно было только прийти и там всему научат.. Неужели нужно теперь все лето сидеть заниматься?..»
Заниматься, разумеется, придется. Но совсем необязательно, чтобы эти занятия носили скучный, канцелярский характер. Ведь будущие первоклассники, независимо от того, что они уже выглядят такими большими и взрослыми, все равно еще дети. Дети – веселые, озорные, любопытные, задающие в минуту миллион «Почему/Зачем/Как?». Оставьте им эту непосредственность и живость! Пусть они готовятся к школе, но готовятся к ней так, как им нравится – В ИГРЕ.