Как учить ребенка с аутизмом играть в игры с другими детьми?
Нужно выбрать игру, которая подходит уровню развития ребенка, которая учитывает его интересы и способствует развитию социальных навыков. Игры могут быть способом объединить общение с интенсивными интересами детей с аутизмом.
Один их прекрасных приемов – модифицировать популярную детскую игру таким образом, чтобы включить в нее интересы ребенка. Например, если у ребенка есть сильный интерес к машинам, то можно модифицировать игру «Светофор» так, чтобы передвигались машинки, а не люди. Если у ребенка есть сильный интерес к разным моделям стиральных машин, то можно модифицировать ту же игру, чтобы можно было двигаться вперед, когда называется один бренд машин, и останавливаться, когда называется другой бренд. Если ребенку нравится вращать веревочки, то такая веревочка может быть финишной линией, чтобы мотивировать ребенка «перейти дорогу» в «Светофоре».
Стратегии для обучения играм
Маловероятно, что ребенок с аутизмом приобретет соответствующие возрасту игровые навыки во время простого контакта с игровыми материалами и играющими сверстниками. Вместо этого часто необходимо напрямую обучать ребенка игровым навыкам. Если вы планируете встречу и совместные игры ребенка с другими детьми, то еще до встречи ребенок с аутизмом должен освоить ту или иную игру и понять, как себя вести, до того как он окажется в социальной ситуации.
✔ Моделирование. Предоставьте сыну возможности наблюдать, как другие играют в эту игру. На этой стадии не надо предъявлять ребенку никаких дополнительных требований, вполне достаточно, что он остается рядом и наблюдает за другими детьми несколько минут. Не требуется никакого другого участия. Также вы можете использовать видеомоделирование – вы можете снять видео, на котором группа детей играет в ту же игру, и регулярно показывать это видео ребенку. Такие видео выполняют функцию «прайминга» – подготовки ребенка к реальному опыту, чтобы он чувствовал себя увереннее в будущем.
✔ Формирование реакции. Вначале ребенок выполняет игровое действие в самой простой форме, в соответствии с тем, что получается у него на данный момент. Постепенно вы моделируете для него более высокие критерии для того или иного действия. Например, во время игры в «Светофор» ребенок может просто бежать со всеми остальными игроками независимо от слов ведущего. После того как он начнет успешно и уверенно выполнять это действие и присоединяться к детям самостоятельно, вы просите другого ребенка брать его за руку, чтобы останавливаться, когда нужно. Затем другой ребенок может пробовать отпускать руку, чтобы проверить, понимает ли ребенок сам, когда можно двигаться.
✔ Подсказки. После неоднократных возможностей наблюдать за игрой других, ребенку могут понадобиться подсказки, чтобы улучшить существующие игровые навыки. Можно использовать иерархию подсказок «от наименьшей к наибольшей», когда сначала вы предоставляете наименьшую подсказку. Более выраженные подсказки предоставляются только если ожидаемого поведения не происходит при нынешнем уровне подсказок. Например, в игре «Светофор», если ребенок не побежал на «зеленый свет», то можно сказать ребенку «Что ты должен сделать?» Если ребенок не реагирует на вопрос, то можно подсказать ему жестом или мягко подтолкнуть его. Одна из иерархий подсказок «от наименьшей к наибольшей», которая часто используется для обучения подобным навыкам, выглядит следующим образом: непрямая вербальная, прямая вербальная, жестовая и физическая подсказка. Например, если ребенку дан «зеленый свет», то непрямая вербальная подсказка – «Что ты сейчас должен делать?», прямая вербальная подсказка – «Беги!». Жестовая подсказка – движение рукой, указывающее, что ребенок должен двигаться в определенном направлении, а физическая подсказка – рука на плече, мягко подталкивающая ребенка вперед.
✔ Позитивное подкрепление. Старайтесь, по возможности, поощрять ребенка за игровые действия теми поощрениями, которые естественны для данной ситуации. Это могут быть преувеличенная мимика и эмоции, смешные звуки – то, что органично вписывается в игру. Если ребенок знаком с системой поощрения жетонами, то можно перенести ее на игру в качестве «таблицы очков», где каждому игроку добавляются очки. Победителю предоставляется возможность выбрать следующее совместное занятие. Рекомендуются поощрения, которые являются результатом самой игры, а не отдельное получение лакомств или предметов, потому что так будет проще перенести игру в естественную среду с нейротипичными ровесниками. Поощрения, включенные в саму игру, будут способствовать обобщению. Лакомства могут быть недоступны в другой ситуации, а возможность изобразить «аварийное торможение», попрыгать и закричать «Ура!» в «Светофоре» доступны всегда.
✔ Обучение «цепочкой». Многие простые игры, например, «Колечко-колечко», «Король любит», состоят из предсказуемой последовательности действий. Можно провести анализ задачи и разбить игру на отдельные шаги. После этого вы учите ребенка отдельному шагу до тех пор, пока он не освоит его полностью, и это упрощает для него процесс обучения. Например, в «Король любит» ребенок сначала учится находить у себя нужный цвет, остальные шаги ему подсказываются. После того, как он научится находить цвет, от него ожидается, что он будет правильно перебегать площадку. Потом он учится, что делать, если его осалили, как меняться местами с ведущим, как выбирать цвет и так далее.
✔ Социальные сценарии. Совместные игры предоставляют множество возможностей для развития навыков коммуникации, например, имитации слов, комментариев («Здорово», «Твоя очередь»), просьб («Помоги») и инициации коммуникации («Давай играть»). Методики с использованием визуального сценария показали эффективность для детей с аутизмом, в том числе для детей с минимальными речевыми навыками (например, если ребенок говорит только отдельные слова) и для детей с развитыми речевыми, но низкими социальными навыками. Сценарии обычно пишутся словами или изображаются в картинках, они содержат подходящие фразы или предложения, которые используются во время игры, чтобы инициировать ответ ребенка. Например, сценарий, который используется во время игры в «Светофор» может содержать подсказки для социальных приветствий («Привет, давай играть»), просьб («Моя очередь быть ведущим») или комментариев («Это весело!»)