👪📝 КАК ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ РЕБЁНКУ “НЕТ”
Отказать ребенку сложно. Отказать так, чтобы взаимопонимание и теплые отношения с ним не пострадали, еще сложнее. Однако каждый родитель обязан уметь говорить своим детям эти неприятные “нет” и “нельзя”.
Запреты и ограничения играют важную роль в развитии ребенка: чем лучше он научится принимать их извне, тем лучше сможет впоследствии устанавливать собственные границы и внутренние запреты, справляться с трудностями во взрослой жизни.
Важно не просто уметь сказать ребенку “нет”, необходимо делать это правильно: так, чтобы ни у малыша, ни у подростка не осталось обиды, разочарования, чувства несправедливости.
Через отказы и запреты дети должны усвоить следующее:
✔ не все поступки дозволены, есть запрещенное социальными нормами;
✔ не все допустимо, кое-что опасно и может угрожать здоровью или даже жизни;
✔ запрещают не потому что не любят, а потому что заботятся.
КАК ПРАВИЛЬНО СКАЗАТЬ РЕБЁНКУ “НЕТ” ИЛИ “НЕЛЬЗЯ”?
📝 Предлагать альтернативу
Нельзя рисовать в книгах или на обоях. Нельзя брать лекарства для игры. Нельзя разбирать новую компьютерную мышь. Но ребенок делает все это потому, что хочет рисовать, играть в доктора или понять устройство техники. Не ограничивайтесь одним запретом, предложите взамен то, что можно: альбом для рисования (или ватман, если хочется нарисовать что-то очень большое), пустую баночку от витаминов (или коробочку с драже), старый сломанный будильник (вдруг у малыша получится его не только разобрать, но и починить).
Почти любой отказ можно заменить альтернативной фразой. Вместо “не лезь туда” можно сказать “будь осторожен”, вместо “не прыгай по лужам” — “воспитанные дети приходят в школу в сухой и чистой одежде и обуви” и т.д. Слишком большое количество запретов приведет к их полному обесцениванию. Старайтесь формулировать фразу так, чтобы негативные элементы отказа не бросались в глаза. Такие фразы все так же ограничивают поведение ребенка, но не вызывают раздражение и желание поступить наоборот.
📝 Отказывать, используя слово “да”
Иногда запрет можно преподнести так, что ребенок его и не заметит. Например, школьник очень хочет поиграть с ребятами в футбол и совсем не желает при этом делать домашнее задание. Родители могут сказать: “нет, уроки не делаешь — никакого тебе футбола” или “да, ты обязательно пойдешь играть, только сначала домашнее задание”.
В первом случае ребенок просто злится и обижается, все равно не делая уроки или делая их спустя рукава. Во втором случае он слышит, что ему разрешили, нужно лишь выполнить одно условие. Если вы превращаете “нет” в “да, но позже” — обязательно конкретизируйте это “позже”, чтобы у ребенка не возникало ощущение, будто его кормят пустыми надеждами. “Купить дорогую игрушку? Да, думаю, дедушка Мороз может подарить тебе ее на Новый год, давай напишем ему письмо”. “Хочешь пойти на детскую площадку? Да, давай сходим, только сначала соберем все разбросанные игрушки и приготовим ужин”.
📝 Запрещать поступки, а не чувства
“Не иди по дороге”, “не шуми в очереди”, “не тяни кошку за лапу” — все это примеры запретов, связанные с поведением ребенка. Поступки могут быть правильные или неправильные, хорошие или ужасные. Но личность ребенка, его эмоции и чувства неприкосновенны.
Нельзя запрещать человеку чувствовать. Поэтому никаких “не плачь”, “не злись”, “не бойся” в общении с ребенком быть не должно. Задача родителей — научить справляться со злостью или страхом, а не запретить их чувствовать.