Как выучить наизусть стихотворение: советы учителя-логопеда
Выучить стихотворение – непростая задача для детей, особенно в начальных классах. Первоклассник без труда понимает, что от него требуется: дословно запомнить стихотворение, чтобы завтра рассказать его перед всем классом. Но как это сделать? Приводим несколько рекомендаций родителям учеников младших классов.
Чаще всего ребенок пользуется простейшими приемами заучивания: читает стихотворение несколько раз, пытается воспроизвести текст, подглядывая в книгу, и считает, что все выучено, когда ошибок при воспроизведении не остается. Но на уроке вдруг выясняется, что стихотворение выучено плохо. Как и почему так произошло?
Понаблюдайте, как ребенок учит стихотворение. Скорее всего окажется, что, пытаясь запомнить его, он всякий раз повторяет текст, не вникая в его смысл. Ничего удивительного, что в итоге заучивание превращается в муку, а само произведение забывается сразу после того, как оно сдано учителю и поставлена оценка.
Как не вызубрить, а выучить
Учить стихотворение следует заранее, когда в запасе есть дня 2-3 до его сдачи учителю. В целом домашнее задание так и задают. Приводим алгоритм осмысленного заучивания стихотворения.
1. Для начала прочитаем все стихотворение вслух.
2. Мысленно нарисуем себе картину описываемых в произведении событий. В любом стихотворении, даже в описании пейзажа, есть сюжет.
3. Выделим главных героев стихотворения (если они есть) или главные объекты описания.
4. Прочитаем все стихотворение еще раз вслух, но медленно, мысленно представляя себе героев и события и акцентируя внимания на словах, их форме и времени.
5. Теперь перейдем непосредственно к заучиванию. Прочтем первую строчку несколько раз и постараемся ее запомнить. Потом к первой добавим вторую строку. Запоминаем уже две. Так, постепенно, заучим все стихотворение, каждый раз добавляя по одной строке.
6. Напишем шпаргалку, в которой будут обозначены первые слова каждой строфы.
7. Поскольку однократное правильное воспроизведение – еще не гарантия того, что завтра в классе ребенок сможет безошибочно рассказать стихотворение, организуем грамотное повторение текста. Оттачиваем самоконтроль: он должен почувствовать, что между хорошо приготовленным уроком и не до конца выученным есть разница.
Заведите правило: во время заучивания стихотворения ребенок должен делать паузы и отдыхать. Неплохо, когда есть возможность проговорить еще раз стихотворение вечером или по дороге в школу, продекламировать его куклам или порадовать, например, пришедшего с работы папу.